Пространство Современного Искусства YARAT представляет персональную выставку многопрофильной художницы Таус Махачевой под названием «Шаривари», которая будет проходить с 12 июля по 29 сентября 2019 года.
Художница, чья практика включает в себя перформанс, видео, а также работы, связанные с едой и объектами, исследует в своей новой работе кавказскую действительность сквозь призму цирковой традиции: советской в целом и азербайджанской в частности. Совместно с архитектором Марией Серовой, писателем Александром Снегиревым и дизайнером Паникой Деревья она создала масштабную многоуровневую инсталляцию.
Советский цирк, будучи продуктом массового потребления, оставался свободным от цензуры пространством. С помощью визуально-пластических выразительных средств цирк мог позволить себе резкие и громкие высказывания. Балансируя между действительностью и вымыслом, инсталляция раскрывает находящиеся в постоянном движении отношения между традицией, современностью и культурной подлинностью в переходный период от советской к пост-советской парадигме и в дальнейшем — от пост-советской реальности к многообразным вариантам развития пост-пост-советского будущего.
В цирковой культуре термин “шаривари” представляет собой массовый номер, состоящий из многочисленных сольных и групповых номеров, которые развиваются на арене беспрерывным потоком. Ускоряя темп и усложняя трюковые комбинации, артисты условно соревнуются между собой в комико-акробатической выдумке, ловкости, живости и темпераменте, образуя калейдоскоп взлетающих и кувыркающихся по манежу фигур.
Основанная на архивных документах, фильмах и фотографиях, предоставленных Государственным Архивом Азербайджана, инсталляция создает хаотичный вымышленный цирк, полный необыкновенных существ: в нем живут говорящая лошадь, синтетические медведи, овца, говорящая из живота гимнастки, говорящей из живота льва, бухгалтерша-силачка и муха в серебряном плаще. Приглашая зрителей увидеть живую пирамиду из людей и животных, стать свидетелями родов на цирковой арене, испытать цирковой шлем виртуальной реальности и получить еще более обширный фантастический опыт, аудио-пьеса внутри инсталляции транслирует остроумные и ироничные социально-политические метафоры. Через нарратив далекого прошлого и предчувствия ближайшего будущего, работа показывает цирковую абсурдную сущность сегодняшней реальности.
Куратор выставки Суад Гараева-Малеки
Выражаем особую благодарность директору Бакинского государственного цирка Вагифу Багирзаде, историку цирка Раджабу Мамедову, директору Государственного архива кино-фотодокументов Азербайджанской Республики Аскеру Расулову, гимнастке Тамилле Назировой, клоуну Ладе Сарнацкой, дрессировщикам Тофику Ахундову и Рауфу Расулову, директору цирковых шоу и концертов Владимиру Вавилову, архивариусу Аиде Бабазаде и поэтессе Лейли Салаевой.