Галерея YAY приглашает вас на групповую выставку «Знай, что всё, что существует – не существует» с участием художников Шахназ Агаевой, Айсель Амировой, Гюнай Алиевой, Лейли Гафаровой, Фахрии Мамедовой, Айдан Мирзаевой, Чинары Меджидовой, Парваны Персиани, Шейлы Саламзаде и Лейли Салаевой.
На выставке планируется показ фильма совместно c международной медиа-платформой «Chai-Khana».
Название выставки исходит из рубаи азербайджанской поэтессы XII века Мехсети Гянджеви, который рассказывает о временности, бренности и ненадежности всего сущего. Поэзия Мехсети, является не только признанием любви к человечеству и Всевышнему, но и одним из самых ранних примеров сильного женского протеста против несправедливости, лицемерия и патриархата. На выставке будут представлены работы молодых художниц, которые были вдохновлены женщинами как прошлых, так и нынешних времен, занимающие особое место в истории и мифологии нашего региона. Основная цель выставки – оживить «голос протеста» женщин, учитывая красоту женских подходов к проблемам нашего времени и преодоление гендерных стереотипов.
Инсталляция Шахназ Агаевой под названием «Nur» («Свет») состоит из выпуклого стального глазного яблока, отполированного до ослепляющего блеска. Оно излучает яркий белый свет в последовательном порядке, имитируя моргание глаз, но в то же время, не позволяет пристально смотреть на него. Эта работа была вдохновлена первыми женщинами, которые занимались естественными науками и медициной.
Айсель Амирова посвятила свою работу певице и композитору Диане Гаджиевой, которая считается современным голосом музыкального мира Азербайджана. Используя такие символы, как перевернутая пирамида, свет и воображаемое пространство, художник превращает свое произведение в объект общего значения, который посвящен ярким женским личностям, способными влиять на мир своими творческими энергиями.
Работа Гюнай Алиевой под названием «Yeni obyekt» («Новый объект») являет собой статую крыла, сделанную из гипса и ссылающуюся на основанное Лейлой Ахундзаде творческое объединение «Zamanın qanadları» («Крылья времени»). С помощью имитаций и повторений жестов произведение исследует будущее, сохраняя при этом прошлое и показывает, как творческий процесс передается из поколения в поколение.
Совместная работа Лейли Гафаровой и Лейли Салаевой под названием «İçinə» («Вовнутрь»), через традиционные танцы ставит под сомнение концепцию «женской скромности». Избранные рубаи азербайджанской поэтессы Мехсети Гянджеви исполняются группой женщин в виде ритуалов.
Серии рисунков Фахрии Мамедовой составляют общий фон выставки. Они были созданы совместно с художниками, а также в тесном сотрудничестве с поэтессой Лейлой Салаевой, на основе стихов и надписей написанных художниками, а также цитат из «источников вдохновения» произведений.
В своем произведении, написанные акварельной живописью аниме-рисунки, Айдан Мирзаева дала новую интерпретацию сказке «Тыг-тыг ханум». В версии художника, главная героиня представлена как сильный персонаж аниме, и в отличие от оригинальной сказки она в состоянии защитить себя от угроз существ, которые встречаются ей по пути. Тем не менее, художник сохраняет моральный дух этой сказки: в конце концов, героиня становится черным жуком из-за упрямства, гордыни и тщеславности…
На выставленных фотографиях Чинара Меджидова намекает на социальные обычаи, которые заставляют девушек, не соответствующих социальным ожиданиям, носить строгие женские платья и вести себя как «скромная женщина». В другом произведении, в видео «Səs» (Голос) художник отражает женщин работающих на рынке и ставит под сомнение идею о незащищенности и уязвимости женщин. Чинара подчеркивает, что модель «сильного мужчины» как главы семьи и кормильца уже не соответствует новым реалиям. Тяжелый труд и ответственность роли главы семьи все больше ложится на плечи женщин.
В работе Парваны Персиани светодиодные огни, мигая, отображают в черном зеркале часть стихотворения художника: «All Your Sadness Is Mine And All Your Joy» («Пусть все горе и печали будут моими, а радости твоими»). Эта работа углубляется в тему эмоционализации виртуального пространства и ретро стихами отражает взгляды с чувством ностальгии на «аналоговый мир», который отображен в холодной эстетике цифрового мира.
Инсталляция Шалалы Саламзаде посвящена двум историческим женским личностям: кинорежиссеру Гемеру Саламзаде и известной поэтессе Хуршидбану Натаван, боровшейся с социальными стереотипами своего времени. Объединившись вокруг идеи женской борьбы за равенство, справедливость, упущенные возможности и потери, эти две личности олицетворяют неисчерпаемую силу и возрождение.